АО НСПК
АО «НСПК» - оператор национальной системы платежных карт, который предоставляет операционные услуги и услуги платежного клиринга операторам платежных систем, в том числе Банку России и кредитным организациям. В задачи АО «НСПК» входит обеспечение бесперебойного доступа к переводам денежных средств в Российской Федерации с использованием платежных инструментов. Также компания является оператором национальной платёжной системы «Мир» и операционным и платёжным клиринговым центром Системы быстрых платежей (СБП).
По состоянию на сентябрь 2022 года к платёжной системе «Мир» присоединились 240 банков, 140 из которых выступают эмитентами платёжных карт. АО НСПК на 100 % принадлежит Центральному банку Российской Федерации.
Предпосылки проекта
До перехода на FineBI в АО «НСПК» использовалась BI-аналитика Tableau. Однако в связи с геополитическими изменениями и приостановкой деятельности Tableau в России было принято решение о смене BI-системы. При этом в АО «НСПК» планировали получить решение, не уступающее по функциональным возможностям тому, которое применялось ранее.
Выбор решения
При выборе нового BI-решения в АО «НСПК» ориентировались на ряд конкретных критериев.
Так, в сегменте самостоятельного анализа данных (Self-Service) ожидалось, что новое решение обеспечит:
- наличие drag-n-drop;
- наличие прямого подключения к базам данных без построения модели данных;
- нативное подключение к ClickHouse и PostgreSQl;
- возможность подключения к файлам *xlsx, *csv;
- возможность экспорта в *xlsx, *csv, *pdf, *pptx.
Со стороны администрирования требования включали:
- нативную интеграцию c LDAP,
- простоту развертывания,
- возможность бэкапирования,
- гибкую систему управления доступами,
- систему мониторинга активности пользователей,
- простую систему лицензирования.
Кроме FineBI рассматривались для приобретения и другие системы:
- Visiology,
- Yandex DataLens,
- Форсайт.
Выбор в пользу FineBI был сделан благодаря поддержке ClickHouse, LDAP и экстрактов данных.
Реализация проекта
План миграции включал несколько этапов, которые были в точности выполнены:
- интеграция Python, Jira API, Tableau API, Tableau Reader;
- внутреннее обучение силами администраторов;
- обучение от внешнего подрядчика.
При этом несмотря на схожесть интерфейса и инструментария с Tableau, дополнительное обучение работе с новым решением потребовалось всем сотрудникам.
Результаты проекта
В новом решении работает 150 пользователей. Из них 50 имеют доступ к разработке, 100 – к просмотру данных. Система использует 10 опубликованных источников данных, которые формируют 70 дашбордов.
Среднее время, которое занимала миграция каждого дашборда с прежнего решения на новое, составило примерно 1 день. Таким образом, весь проект миграции занял чуть более двух месяцев.
По итогам проекта сильно возрос сегмент Self-Service: те пользователи, которые раньше заказывали дашборды, теперь готовы сами настраивать дашборды под собственные нужды. Кроме того, уже можно ожидать улучшение опыта бизнес-пользователей благодаря разнообразному функционалу FineBI.
Планы развития
В данный момент в АО «НСПК» реализованы дашборды только для 15-20% объема данных компании. Следовательно, предстоит систематизировать остальные ценные данные. Кроме того, в планах стоит появление возможности работы с BI на мобильных устройствах, однако для этого предстоит решить ряд вопросов с киберзащитой данных.