KazanExpress
KazanExpress.ru — торговая площадка, на которой представлены товары с бесплатной доставкой за один день в 60 городах России. Аналитическое решение на базе платформы данных Yandex Cloud позволило компании обеспечить демократизацию данных. Результат — принятие обоснованных решений на всех уровнях, увеличение лояльности партнеров и повышение прозрачности бизнеса.
До внедрения BI-решения в компании не было единого способа сбора и анализа данных. Например, финансовый отдел KazanExpress собирал данные из различных источников и составлял отчеты в Microsoft Excel. Это занимало много времени, не было автоматизировано и приводило к ошибкам в данных, а сами отчеты быстро теряли свою актуальность. Поэтому к новой системе бизнес-анализа компания предъявила целый ряд требований:
- Поддержка различных источников данных. В основном компания пользовалась двумя СУБД — PostgreSQL и ClickHouse.
- Неограниченное число пользователей. Покупать персональные лицензии для каждого сотрудника и внешнего партнера (пункта выдачи заказов, продавца маркетплейса, маркетингового агентства) сложно и дорого, поэтому система должна поддерживать простое и быстрое добавление новых пользователей по мере необходимости.
- Гибкие настройки доступа и RLS (Row Level Security). В системе множество категорий пользователей, в том числе внешних, права доступа которых нужно разграничивать.
- Скорость запуска и простота развития системы. Для аналитики действительно важна скорость и простота работы, особенно, когда речь идет про быструю проверку гипотез молодого стартапа.
- Простота поддержки. Не хотелось раздувать штат сотрудников, чтобы обеспечивать работоспособность инфраструктуры и системного ПО. Также была важна поддержка от самого вендора.
Компания проверила четыре BI-системы на соответствие своим требованиям:
- Apache Superset™ — требует самостоятельной настройки и поддержки системы;
- Tableau® — дорогой и сложно лицензируемый продукт;
- Cube.js — требует трудоемкой кастомизации и настройки;
- Yandex DataLens — подходит по совокупности всех факторов. Важно то, что продукт входит в состав платформы данных Yandex Cloud — экосистему облачных сервисов и партнерских решений, которая обеспечивает полный цикл работы с данными.
Кабинет аналитики для партнеров маркетплейса
Первой задачей, решенной с помощью Yandex DataLens, стал кабинет аналитики продавца — дашборд, в котором собрали ключевую информацию для менеджеров, продавцов и партнеров:
- список всех магазинов продавца с указанием рейтингов;
- выручка, количество заказов, покупателей, оборот товаров и фактические наценки;
- топ категорий товаров по популярности, остатки на складе и их себестоимость;
- оценки и отзывы на товары, динамика изменения рейтингов и последними отзывами;
- возвраты с указанием их причин (это помогает выявить, например, брак в партии) и подсчет убытков;
- промокоды и эффективность маркетинга.
Дашбордом сначала пользовались только категорийные менеджеры и сотрудники отдела привлечения партнеров, а затем внешний доступ получили активные продавцы площадки. Аналитик настраивал дашборд всего несколько дней, тогда как в другой системе над этим могла бы работать целая команда больше двух недель. В ходе тестирования недочеты исправляли за пару кликов и сразу показывали новую версию сервиса пользователям. Благодаря такой скорости команда смогла быстро понять, какая аналитика была нужна продавцам.
После реализации первого дашборда Yandex DataLens было решено использовать и другие сервисы Yandex Cloud для решения задач операционной аналитики, геоаналитики и машинного обучения.
Операционная аналитика
Для построения операционных отчетов с помощью Yandex DataLens подключились к базе данных CRM на PostgreSQL. Но командам маркетинга и продукта были важны не только данные CRM, но и события — информация о том, как пользователи проводят время на сайте и в приложении KazanExpress, как покупают товары.
Для быстрого запуска дата-пайплана, способного обрабатывать сотни гигабайт событий с сайта и мобильных приложений, использовали брокеры управляемого сервиса Yandex Managed Service for Apache Kafka® в качестве транспорта и управляемую базу данных Yandex Managed Service for ClickHouse для обработки данных.
На самостоятельное развертывание такого решения ушло бы очень много времени и ресурсов команды — пришлось бы закупать и настраивать инфраструктуру, нанимать сотрудников для ее поддержки. Управляемые сервисы платформы данных Yandex Cloud позволили KazanExpress сосредоточиться на разработке решения, а все задачи настройки, обслуживания, поддержки и резервирования взяла на себя облачная платформа.
Как сейчас используется аналитика:
- финансовый отдел получает полную отчетность и аналитику по контрагентам маркетплейса;
- категорийный отдел контролирует товарный ассортимент маркетплейса;
- менеджеры продукта снимают продуктовые метрики в разрезе времени, платформ и пользовательских сессий;
- отдел маркетинга отслеживает Acquisition и Retention: число пользователей, пришедших после промоакций, и действия этих пользователей в приложении.
Также, используя данные с сайта, в сервисе Yandex DataSphere начала работать над задачами машинного обучения (ML) команда дата-саентистов для решения задач антифрода, предсказания оттока и прогнозирования конверсий по сегментам клиентов.
Геоаналитика для открытия новых пунктов выдачи заказов
Компания воспользовалась геоаналитикой, чтобы безошибочно определять локации новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Yandex DataLens как часть экосистемы Яндекса позволяет очень просто и быстро визуализировать бизнес-данные на Яндекс.Картах.
Для эффективного определения локаций использовали как собственные данные (текущие ПВЗ, адреса доставок), так и внешние (геослои из маркетплейса DataLens, открытые данные конкурентов). DataLens объединяет множество геослоев на одной карте, что позволяет компании и партнерам принимать обоснованные решения для открытия новых ПВЗ.
Результат
Актуальные данные для принятия решений теперь есть у всех сотрудников компании и внешних партнеров (продавцов и ПВЗ). Всё реализовано с тонким разграничением прав доступа.
Несколько примеров:
- Мониторинг остатков товара на складе и анализ оборачиваемости конкретных товаров помогает продавцам заранее просчитывать закупки. Купить товар, подготовить его, отправить на склад и дождаться появления в продаже — не всегда быстрый процесс, и часто оказывалось так, что несколько дней продавцы оставались без прибыли. Сейчас отдел сопровождения партнеров вовремя определяет время поставки новой партии товара. Таким образом минимизируются потери продавцов.
- Мониторинг возвратов и отзывов позволяет быстро заметить брак в партии товаров или путаницу в характеристиках (например, в размерах). Аналитика, отражающая эти события, позволяет категорийным менеджерам и модераторам вовремя замечать проблемы и оповещать продавцов, тем самым сокращая убытки и повышая лояльность покупателей.
- Визуализация событий позволяет заметить неочевидные тенденции и быстро найти причину тех или иных событий, например, увеличение активности пользователей во время акций, реакции на новые подборки товаров или мошеннические операции.
С помощью геоаналитики компания смогла за два месяца открыть 90 ПВЗ и запланировать еще 250 локаций.
Благодаря внедрению аналитической платформы от Yandex Cloud сократились операционные расходы, расходы на поддержку инфраструктуры и IT-лицензии при активном развитии существующих проектов и запуске новых:
- Управляемые и SaaS-сервисы Yandex Cloud позволяют экономить сотни тысяч рублей в месяц и переключать людей с рутинных задач на развитие проекта.
- Автоматическая подготовка отчетности через BI позволяет сэкономить и повысить лояльность и доверие партнеров, так как все актуальные данные для них доступны онлайн.
- Нет необходимости покупать дорогостоящие лицензии корпоративного BI-решения.