Бизнес-аналитика для топ-менеджмента
Вопросам оценки эффективности деятельности бизнеса уделяется особое внимание со стороны генерального директора и владельцев компании. Но как оптимизировать изучение различных показателей из различных систем? Бизнес-аналитика значительно облегчает жизнь топ-менеджмента, оптимизируя процессы принятия решений, предоставляя действенные идеи и повышая общую эффективность бизнеса. BI играет важную роль в принятии решений о различных аспектах бизнеса, таких как управление проектами, стратегиями, маркетингом, продажами, финансами и управлением рисками. BI-инструменты предлагают предиктивную аналитику, помогая предвидеть тенденции рынка и потребности клиентов, что очень важно для долгосрочного планирования. BI дает представление о тенденциях рынка, стратегиях конкурентов и изменениях в отрасли, позволяя руководителям компаний быть на шаг впереди. Стратегические решения в организации часто принимаются топ-менеджментом без необходимого количества доступной информации. Разные показатели собираются в различные системы и не интегрируются автоматически. 1С, Битрикс24, СУБД Postgres Pro, БИТ.Финанс, Platform V Pangolin собирают показатели, а бизнес-аналитика помогает их интерпретировать. BI-инструменты объединяют данные из различных источников в единую платформу, предоставляя руководителям компаний комплексное представление о бизнесе. Различные BI-инструменты позволяют руководителям компаний отслеживать ключевые показатели эффективности (KPI) по различным аспектам бизнеса, от продаж и маркетинга до операций и финансов.
Источники данных для интеграции
- ● ERP (например, FirstBit ERP, 1С:ERP)
- ● CRM (например, AmoCRM / БИТ.CRM / Битрикс24 / Flowlu)
- ● Таблицы (например, МойОфис Таблица)
- ● Автоматизация маркетинга
- ● Транзакционные системы и базы данных (например, СУБД Postgres Pro)
- ● Журналы, файлы (например, текстовые, CSV, JSON, XML, Parquet)
- ● Веб-аналитика.
Согласно общемировой практике, оценка эффективности должна вестись на основе формализованной системы показателей, а одна из наиболее совершенных таких систем – "управление результатами на основе ключевых показателей эффективности". Ключевые показатели эффективности в самом общем смысле – это "показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей". Следует уточнить, что КПЭ – это "ограниченный набор основных параметров", которые "должны отражать всю наиболее важную информацию для управления бизнесом" и применяются "для отслеживания и диагностики результатов деятельности компании и последующего принятия на их основе управленческих решений". Численные значения КПЭ отражают результативность компании в наиболее важных для нее направлениях бизнеса.
Системы бизнес-анализа агрегируют множество показателей, которые руководители и владельцы бизнеса могут использовать для оценки различных аспектов деятельности своей компании. Эти показатели могут быть адаптированы к конкретным отраслям, но есть несколько универсальных показателей, которые обычно измеряются в различных видах бизнеса:
1. Финансовые показатели
- ● Выручка: Отслеживание общей выручки, выручки по сегментам, продуктам или регионам.
- ● Маржа прибыли: Валовая, операционная и чистая прибыль.
- ● Затраты и расходы: Анализ постоянных, переменных и общих затрат.
- ● Рентабельность инвестиций (ROI): Оценка рентабельности инвестиций.
- ● Движение денежных средств: мониторинг притока и оттока денежных средств.
- ● Консолидированная финансовая отчетность
- ● Бюджетирование и анализ исполнения бюджета
- ● Управление рисками и анализ устойчивости
2. Показатели продаж и маркетинга
- ● Рост продаж: Измерение изменений в продажах с течением времени.
- ● Стоимость приобретения клиента (CAC): Стоимость, связанная с приобретением нового клиента.
- ● Пожизненная ценность клиента (CLV): Общий доход, ожидаемый от клиента в течение всей его жизни.
- ● Коэффициент конверсии: Конверсия потенциальных клиентов в покупателей.
- ● Доля рынка: Доля компании на общем рынке.
- ● Планирование «сверху вниз» и «снизу вверх» и анализ выполнения плана
- ● Анализ продаж
- ● Анализ клиентов
- ● Анализ эффективности кампаний
- ● Прибыльность продукции
3. Операционные показатели
- ● Коэффициенты эффективности: Такие как оборачиваемость запасов, оборачиваемость дебиторской задолженности.
- ● Время простоя производства: Время, когда производство было остановлено.
- ● Время цикла: время, необходимое для завершения бизнес-процесса.
- ● Использование производственных мощностей: Процент от общего потенциального объема производства.
4. Показатели управления персоналом
- ● Коэффициент текучести кадров: Скорость, с которой сотрудники покидают компанию.
- ● Удовлетворенность сотрудников: Измеряется с помощью опросов и обратной связи.
- ● Окупаемость инвестиций в обучение: Эффективность программ обучения сотрудников.
- ● Затраты на рабочую силу: Общие затраты на оплату труда и льготы для сотрудников.
5. Показатели клиентов
- ● Net Promoter Score (NPS): Готовность клиентов рекомендовать продукты или услуги компании.
- ● Коэффициент удержания клиентов: Способность компании удерживать своих клиентов в течение долгого времени.
- ● Коэффициент оттока: Скорость, с которой клиенты прекращают вести бизнес с компанией.
6. Метрики цепочки поставок
- ● Производительность поставщиков: Своевременность и качество поставок поставщиков.
- ● Уровни запасов: Мониторинг запасов для предотвращения их избыточного накопления или отсутствия на складе.
- ● Время цикла выполнения заказа: время от получения заказа до его доставки.
- ● Анализ спроса
- ● Анализ закупок
- ● Исполнительность поставщиков
7. Показатели качества
- ● Уровень дефектов: Частота дефектов в производственном процессе.
- ● Показатели возврата: Частота возвратов продукции клиентами.
- ● Баллы качества: Основаны на результатах проверок и тестов качества.
8. Метрики управления рисками
- ● Подверженность рискам: Различные риски (финансовые, операционные, комплаенс), которым подвержена компания.
- ● Нарушения нормативно-правового соответствия: Количество случаев нарушения стандартов соответствия.
9. Технологии и ИТ-метрики
- ● Время простоя системы: Длительность недоступности или сбоя системы.
- ● Окупаемость инвестиций в технологии: Возврат инвестиций в технологии.
- ● Нарушения данных: Случаи нарушения безопасности данных.
10. Показатели устойчивости и социальной ответственности
- ● Углеродный след: Общий объем выбросов парниковых газов.
- ● Оценка устойчивой практики: Приверженность устойчивой деловой практике.
- ● Взаимодействие с обществом: Показатели, связанные с инициативами в области социальной ответственности.
Эти показатели, если их эффективно отслеживать и анализировать с помощью BI-инструментов, могут дать исчерпывающую информацию об эффективности компании, ориентируя руководителей и владельцев бизнеса на принятие стратегических решений и операционные улучшения. Бизнес-аналитика помогает выявлять неэффективность и "узкие места" в бизнес-процессах, позволяя руководителям компаний оптимизировать бизнес-модель. Благодаря BI-решениям можно обеспечить автоматизацию и персонализацию отчетности для каждого человека из управленческой команды в соответствии с его личными предпочтениями - формат, канал, время. Это всегда будут самые свежие данные, всегда отправленные вовремя и всегда в удобной для лица, принимающего решения, форме.